Кавказкие Минеральные Воды

Пятигорск

  Узкими лесными тропами, преодолевая ущелья и горные кручи, уже в глубокой древности пробирались к бьющим из расщелин кисло-солоноватым струям люди разных племен. Они искали здесь возвращения сил, заживления ран. В 1803 году Александр I подписал знаменитый рескрипт, положивший начало комплексу здравниц Кавказских Минеральных Вод. Драгоценное достояние России, овеянный традициями архипелаг Пятигорья и ныне притягивает к себе миллионы людей. - 87.7%

  Начало развитию Пятигорскому курорту положил герой Отечественной войны 1812 года, главнокомандующий войсками на Кавказе генерал А.П. Ермолов. По его ходатайству на благоустройство курорта в 1822 году впервые было ассигновано 550 тысяч рублей. При Ермолове на Водах был построен ряд бальнеологических и жилых зданий, в том числе в Пятигорске Ермоловские ванны.
Памятные автографы в истории города оставили талантливые архитекторы братья Бернардацци. Когда любуешься построенными по их проектам Лермонтовскими ваннами, "Эоловой арфой", гротом Дианы, невольно вспоминаешь крылатую фразу о том, что архитектура - это музыка, застывшая в камне.

  Сочетание степи с гористой местностью придает Пятигорску не только своеобразный рельеф, но и чрезвычайное разнообразие флоры. Здесь и зимой бывает много солнца, но лучший период - время с мая по октябрь.
  Не только целебными источниками и красотой природы славится город. Людей влекут сюда богатая история, культурные традиции, памятные места, связанные с именами великих писателей и поэтов, художников, музыкантов. Разве можно равнодушно пройти тропинками, по которым любили гулять А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, А.А. Алябьев, И.Е. Репин и другие замечательные творцы.

  В Пятигорске бывали и выступали Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, С.А. Есенин. Здесь родился и долгое время жил и работал знаменитый фотограф России Г.И. Раев, чьи работы считающиеся уникальными, хранятся в Академии наук, в Бельгии, и парижском Лувре.

  А.С. Пушкин останавливался в Пятигорске в 1820 и 1829 годах. В его "Путешествии в Арзрум" встречаем описание пятигорского парка Цветник. А в пушкинском "Кавказском пленнике" находим строки:


Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ,
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас...


  Если для Пушкина Пятигорье стало Парнасом, то о Лермонтове и говорить не приходится. Воспоминание о нем в связи с Пятигорском - целая глава истории. В наше время бережно сохраняются все сооружения, связанные с пребыванием в городе великого поэта.

  Удивителен наш край родное Пятигорье! Земля, образование которой насчитывает около 5 миллиардов лет, в покрывающей ее земной коре имела ряд разрывов - трещин. Была такая трещина и на Севере Кавказа. Через нее на поверхность прорвались массы раскаленной магмы и, постепенно остыв, образовали нынешние горы Пятигорья. Всего их не пять, а восемнадцать во главе с величавым Бештау. Такой природный геологический ландшафт, как здесь, единственный в России. Его обогащают мягкий теплый климат и множество целебных источников минеральной воды. Отсюда название "Кавказские Минеральные Воды". Пятигорье его сердцевина.

  Мы имеем мало материалов о жизни древнейших обитателей Пятигорья. Глядя на их так называемые ручные рубила с остро оббитым рабочим краем, можно представить, как эти волосатые, облаченные в шкуры животных люди своими рубилами убивают слона или бизона или выкапывают из земли съедобные коренья.

  Большое значение для данного региона имел так называемый кобанский (первый памятник этой культуры открыт в 1869 г. около осетинского селения Кобан) период, о котором достаточно много известно. Кобанская культура вскоре получила мировую известность благодаря изящным бронзовым топорам и пластинчатым поясам, покрытым не только орнаментом, но и фигурками животных, птиц, людей, целыми мифологическими сюжетами, смысл которых далеко не всегда понятен. Великолепна кобанская керамика и бронзовая посуда. В фондах Пятигорского музея краеведения она представлена выразительными образцами в регионе КМВ известно более 250 памятников этого времени.

  В VIII веке до нашей эры около трех тысяч лет назад на равнинах Предкавказья появляются кочевые ираноязычные племена, известные истории под общим названием "скифы". Скифы один из самых известных кочевых народов древности, они на несколько веков стали главной силой в "великом поясе степей" от Аральского моря до Дуная. Своими походами и набегами могущественные скифы не раз сотрясали соседние государства. В VII веке до нашей эры скифы из Предкавказья двинулись на юг, перешли через перевалы Кавказа и вторглись в Переднюю Азию.

  Были ли скифы в Пятигорье? О том что они жили в равнинном Предкавказье говорит множество археологических памятников. Они исследуются археологами и по сей день. Наш регион не мог остаться неизвестным этим подвижным, динамичным кочевникам. Несмотря на то, что пока скифских памятников в Пятигорье известно мало и они слабо изучены, можно считать установленным, что скифы здесь были. На территории Пятигорья и смежной территории обнаружено немало отдельных предметов скифской культуры, и в том числе оружия например железный наконечник копья и железный меч акинак с кольцевидным навершием рукояти, найденный в каменоломне №1. В пятигорском музее с 1934 г. хранятся бронзовые предметы конского убора (удила, псалии, бляшки) и бронзовые браслеты из района Ессентуков.

  К III веку скифское царство постепенно слабеет и теряет былое влияние. Его территория сокращается под напором нового многочисленного объединения ираноязычных кочевников-сарматов. В сводку памятников сарматского времени, составленную археологами, на территории нашего региона ныне входит 21 объект. В пятигорском музее есть целые сарматские глиняные сосуды. Весьма типичен серого цвета кувшин с вертикальными желобками-каннелюрами на корпусе и с ручкой. Он найден в г. Минеральные Воды.

  В первом веке нашей эры в античных письменных источниках впервые появляется упоминание об аланах. Римский поэт Лукан называет алан "суровыми и вечно воинственными". В своих разбойничьих походах они достигают Меотийское море (современное Азовское море) и Киммерийский Боспор (современный Керченский пролив) с одной стороны и Армению с другой. Прямых письменных свидетельств о проникновении алан на территорию Пятигорья нет, и единственный материал для суждений дает археология.

  Самый крупный памятник, дающий нам хоть какую-то информацию о том времени - городище Дубровка. Оно возвышается над Горячеводском на правом берегу Подкумка, ближе к горе Юце. Городище занимает господствующее положение над местностью, а над городищем господствует цитадель, в древности укрепленной. Из долины Подкумка на городище ведет еле заметная дорога в сторону цитадели. Близ дороги археологи в 1992 году обнаружили лежащую на земле большую плоскую плиту. Это так называемый менгир первоначально стоявший у дороги памятный знак в честь какого-то события, нам неизвестного. Менгиры отдельно не поддаются датировке, поэтому менгир Дубровки надо увязывать со временем самого городища.

  К сожалению, городище Дубровка до сих пор остается неисследованным, его хронология не определена. На поверхности есть фрагменты керамики как аланского времени, так и более раннего - сарматской и кобано-скифской эпох. Сейчас же можно говорить о том, что в городище Дубровка, расположенном в черте Пятигорска, видится отдаленный прообраз будущего города.

  Особо нужно сказать о средневековом городище на северном отроге горы Развалки близ Железноводска. Оно известно давно. Согласно записям пятигорского краеведа Н.М. Егорова, в 1928 году были доставлены в пятигорский музей обломки керамики и два обломка ручного жернова, собранные на северной и северо-восточной сторонах Развалки. В августе 1948 года городище обследовали научные сотрудники пятигорского музея. Собрана керамика скифской, сарматской и аланской эпох.

  Нашествие тюркоязычных гуннов в 375 году, по-видимому, почти не затронуло регион Пятигорья, оказавшийся на южной периферии гуннского движения на запад. Более заметно влияние Хазарского каганата, который около середины VIII века переселил массу алан из региона КМВ в верховья реки Дон для охраны своей границы.



  Пятигорье в позднем средневековье


  Хронологические границы этой эпохи в Северо-Кавказском регионе можно определить как XIII-XVI века: в середине XVI века устанавливаются систематические связи народов Северного Кавказа с Русским государством. Кабардинский князь Темрюк Идарович присягнул от имени своего народа русскому царю Ивану IV Грозному в 1577 году, на Северном Кавказе появились первые поселения русского казачества. Начался новый этап в истории Северного Кавказа, связанный с присоединением к России.

  В начале XIII века новые орды азиатских кочевников обрушились на Восточную Европу, Русь, Кавказ, и прошли как смерч, все сметая на своем пути. Это были монгольские племена скотоводов-кочевников. Во главе монгольского государства стоял повелитель всех монгольских племен и великий завоеватель Чингисхан. В 1237 году татаро-монголы приступили к планомерному завоеванию Кавказа одновременно с завоеванием русских земель. Осенью 1238 года они нанесли удар по Алании. Поход против алан продолжался до сентября 1239 года, татаро-монгольские войска возглавляли лучшие полководцы хана Батыя. С помощью осадных машин аланская столица, город Магас, был взят штурмом. В 1277-1278 годах хан Менгли-Тимур захватил и сжог город Дедяков. Таким образом, завоевание Северного Кавказа татаро-монголами заняло почти весь XIII век.

  Татаро-монгольское нашествие привело многие народы Северного Кавказа к истреблению населения, разрушению городов и поселений, упадку и разрухе в хозяйстве, поставив их на грань катастрофы. Коренным образом изменилась демографическая ситуация, в том числе на КМВ и в Пятигорье.

Подписаться на рассылку